Заведующий Пелагеча Светлана Александровна Написать письмо

Охрана здоровья

 
Зачем делать ребенку прививки?

Почему необходимы прививки, в какие сроки нужно прививать ребенка и кто несет ответственность в случае осложнений?

Профилактическая прививка - это введение препарата, который способствует созданию у малыша иммунитета против того или иного заболевания. Вакцинация не обеспечивает полной защиты ребенка от инфекционных болезней, но значительно снижает риск заболевания у детей первого года жизни, у которых очень слабая иммунная система и тем выше вероятность заболеть. Если малыш все-таки заболеет, то сделанная заранее прививка будет способствовать более легкому течению заболевания, без осложнений.

Родители имеют право отказаться от прививки, самостоятельно выбрать вакцину, составить с помощью иммунолога индивидуальный календарь прививок и следовать ему, а не национальному календарю.

Перед прививкой малыша должен осмотреть педиатр, чтобы удостовериться, что ребенок здоров. Температура тела должна быть нормальной, а кожа - чистой. Если же ребенок покрыт диатезной коркой или болен молочницей, герпесом, вакцинировать его не стоит. Педиатр должен направить такого ребенка на консультацию к иммунологу и врачу по профилю (гастроэнтеролог, миколог и т.д.).

Противопоказания к проведению профилактических прививок:

  • острые инфекционные заболевания. Прививку можно будет сделать только через 2 недели после выздоровления;
  • обострение хронических болезней, будь тс гастрит или пиелонефрит. Прививка делается спустя месяц после полного стихания обострения;
  • аллергия на компоненты вакцины;

Прививки против паротита, кори, туберкулеза, краснухи и полиомиелита противопоказаны малышам с врожденным иммунодефицитом.

Прививка против туберкулеза - БЦЖ.

Делается также чаще всего в роддоме в первую неделю жизни малыша. В течение полутора месяцев после прививки БЦЖ на месте укола остается гнойничок с корочкой, после отпадения которой на всю жизнь остается маленький рубец.

Прививка не защищает полностью от туберкулеза, но предупреждает его тяжелые, молниеносные формы. Противопоказанием к прививке является масса тела младенца меньше двух килограммов.

Повторная вакцинация БЦЖ проводится в 7 или 14 лет. Кроме того, ежегодно ставится проба Манту, для того чтобы не пропустить момент инфицирования.

Проба Манту - основной и на сегодняшний день наиболее эффективный метод диагностирования туберкулеза у детей во всем мире.

Говорят, если ребенку сделана прививка противотуберкулезной вакциной БЦЖ, проба Манту не нужна. Проводить такую пробу все равно необходимо: привитым детям - раз в год, непривитым - 2 раза в год.

Говорят, припухшая "пуговка" свидетельствует о болезни. Положительная реакция - признак не болезни, а инфицированности. Болезнь - это, когда организм уже страдает от микобактерии. Инфицированность показывает в организме наличие возбудителя, но организм успешно борется с ним с помощью собственного сильного иммунитета, и болезнь не развивается.

Положительная реакция на пробу Манту говорит о том, что ребенок попал в группу риска, он нуждается в профилактических противотуберкулезных мероприятиях.

Говорят, что и сама прививка БЦЖ может дать положительную реакцию на пробу. Да, может. Но это не истинная, а именно поствакцинальная реакция. Врач ее сразу определит и оценит. Не надо этого бояться. В большинстве случаев она обозначает: иммунитет теперь настороже, он перестраивается на борьбу с микобактериями и будет обеспечивать защиту организма.

Прививка против гепатита В.

Делается в роддоме в течение первых 12 дней жизни здорового новорожденного. Затем прививка повторяется дважды: в 1 месяц и в полгода.

В РФ сертифицировано много вакцин против гепатита В, все они взаимозаменяемы: можно начать прививать одной вакциной, продолжить другой, а закончить третьей.

Прививка против кори, краснухи и эпидемического паротита (свинки).

Эту прививку проводят ребенку в возрасте 1 года и повторяют в 6 лет. Ее целью является защита от трех очень серьезных инфекционных заболеваний. Для кори, например, характерна высокая смертность. Женщина, не привитая в детском возрасте от краснухи и заболевшая ею во время беременности, родит ребенка с пороками сердца и мозга. А мальчик, перенесший эпидемический паротит (свинку), может остаться бесплодным на всю жизнь.

На втором году жизни, в возрасте 18 месяцев, проводится первая ревакцинация против краснухи, кори и эпидемического паротита. Вторая ревакцинация - в 20 месяцев. Затем вакцинация против этих заболеваний осуществляется уже практически перед школой, в 6 лет.

Вакцина против кори является живой: в течение 10-14 недель ребенок в очень легкой форме болеет корью, но другого способа обезопасить его от этой болезни нет. Для того чтобы избежать выраженных побочных эффектов, нужно быть внимательным к состоянию малыша перед вакцинацией: если он здоров, то хорошо перенесет прививку. Для вакцинации против паротита используют живую противопаротитную вакцину отечественного производства. У некоторых детей возможны повышение температуры, насморк, реже - судороги.

Прививка против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита (АКДС).

В 3 месяца проводится первая вакцинация против этих заболеваний. Повторяется она в 4,5 и 6 месяцев. Вакцина АКДС включает дифтерийный анатоксин, столбнячный анатоксин и коклюшную вакцину. Прививка против полиомиелита живой полиомиелитной вакциной проводится вместе с прививкой АКДС. Препарат вводят в рот в виде нескольких капель. Побочные реакции редки (кроме расстройства пищеварения).

После иммунизации АКДС возможны повышение температуры, покраснение и уплотнение в месте укола.

Коклюш, столбняк и дифтерия - очень опасные заболевания, так как зачастую приводят к смертельному исходу, поэтому уклоняться от прививки не стоит. Полиомиелит опасен возможным параличом ног.

Прививки против гриппа.

Прививки против гриппа импортными вакцинами делают с 6 месяцев. Высокоочищенные препараты безопасны и для ослабленных детей. Однако чем выше степень очистки вакцины и, следовательно, ниже риск аллергических реакций, тем слабее иммунитет, который формирует такая прививка.

Кто виноват?

Ответственность при возникновении незапланированных поствакцинальных осложнений несет педиатр, который направил малыша в прививочный кабинет, не обратив внимания на увеличение лимфатических узлов, покраснение горла, повышение температуры и т.д.

Если нарушена технология прививки, ответственность ложится на медсестру, ее проводившую. Например, вместо внутрикожного введения вакцину БЦЖ ввели подкожно, что привело к развитию лимфаденита, абсцесса и других осложнений.

Виновность сотрудников медицинских учреждений определяет медицинская комиссия. Прививать детей можно как вакцинами, изготовленными в РФ, так и произведенными в других странах (при наличии российского сертификата).

 

Источник: "Здоровье в доме".

 
Закаливание ребенка

Родители должны создать малышу не тепличные, а максимально естественные условия, чтобы укреплять и развивать врожденные защитные силы его организма. Для запуска природных механизмов терморегулирования очень важны резкие перепады температур, воздушные и солнечные ванны, хождение босиком и водные процедуры.

Зачем нужно ходить босиком?

Хождение босиком дома, а в теплое время года — и на улице — отличная закаливающая процедура. Кроме того, хождение босиком предотвращает развитие плоскостопия. Стопа становится устойчивее, походка и бег — свободнее; улучшаются также осанка и координация. Родителям не стоит пугаться, если ступни у ребенка на ощупь кажутся холодными. Стопы — это главная часть тела, отвечающая за терморегуляцию всего организма. Понижение температуры стоп является адаптивной реакцией на холод. Тепловой баланс организма восстанавливается за счет движений малыша, повышения тонуса его мышц и учащения пульса. Все это необходимо для гармоничного развития здорового ребенка.
Также при хождении босиком стимулируются биологически активные точки на стопе. Чтобы свод стопы не уплощался, а, наоборот, укреплялся, лучше ходить по неровной, шершавой поверхности. Дома выручат специальные массажные коврики. А на улице ходить босиком лучше, конечно, по свежей траве и чистому песку или гальке, чем по городскому асфальту.

Как следует принимать воздушные ванны?

Авторы методики рекомендуют проводить воздушные ванны с первых дней жизни ребенка во время кормлений грудью. Пока мама кормит малыша, он должен находиться на ее руках совсем голеньким. Если ребенку станет холодно, мама может сразу укрыть его, как только почувствует, что младенец начинает напрягать все мышцы, чтобы вырабатывать больше тепла. Таким образом, с первых дней своей жизни ребенок будет принимать комфортные воздушные ванны по полтора-два часа в день (шесть кормлений в среднем по 20 минут). Постепенно можно увеличивать время воздушных ванн и оставлять ребенка голеньким на несколько минут после кормления, пока он не спит. Без одежды ребенку легче двигаться, он быстрее осваивает новые движения, раньше начинает садиться, ползать, вставать и ходить.

Как развивать двигательную активность ребенка?

Приступать к физическому развитию ребенка можно уже тогда, когда он еще находится в животе у мамы. При активной физической нагрузке у будущей мамы повышается потребность в кислороде, она начинает усиленно дышать, у нее учащается сердцебиение. Ребенок, в свою очередь, начинает беспокоиться и «брыкаться»; так же он реагирует на снижение в крови матери количества питательных веществ. При таком активном движении происходит развитие и укрепление мышц, сердца и всего организма малыша.
И наоборот, при переедании и малоподвижном образе жизни будущей мамы, ребенок мало шевелится и может родиться на свет физически незрелым.
После рождения ребенка также нужно всячески стимулировать его двигательную активность, по возможности отказавшись от тугого пеленания и манежа.

Как развивать врожденные рефлексы ребенка?

У новорожденного малыша много безусловных рефлексов, которые постепенно угасают к трем-шести месяцам, однако многим рефлексам можно и нужно помочь перерасти в устойчивые моторные навыки. Одним из важнейших является опорный. Для того чтобы вызвать его, взрослый должен подставить ребенку под пяточки ладонь и прижать его к своей груди — так малыш в течение минуты сможет удерживать собственный вес. Для вызывания хватательного рефлекса взрослый может просунуть свои указательные пальцы в кулачки малыша и потянуть его на себя. Таким образом можно даже посадить или поднять ребенка. С первых же дней жизни малыша можно стимулировать его шаговый рефлекс: если поставить его на стол, держа за подмышки, он начнет «шагать».
Стимуляция тонических рефлексов, рефлексов положения, позволит ребенку в будущем стать ловким и координированным. Здесь хорошим помощником будет фитбол, гимнастический мяч.

Не заболеет ли ребенок, будучи легко одетым и босиком, а то и вовсе голеньким?

Начинать закаливающие процедуры можно только в том случае, если родители уверены в своем решении и в том, что их ребенок в данный момент крепкий и здоровый. Опасаясь за здоровье своего малыша, родители тем самым могут внушить ему, что он хилый и болезненный, и тогда простуд, действительно, не миновать. Нужно также помнить о том, что изменение функций организма происходит не сразу, поэтому величину нагрузок и интенсивность воздействия нужно увеличивать постепенно.

Нужно ли прекращать закаливание, если ребенок заболел?

В случае болезни ребенка нужно лечить. На фоне острого заболевания закаливающие процедуры просто бессмысленны, организм занят борьбой с недугом. А вот после выздоровления родители должны обязательно посоветоваться с врачом. Вполне вероятно, что закаливание придется на время отложить, а, возможно, отступить на один-два шага назад. Если же болезнь малыша затянется, то, вероятно, некоторые процедуры придется начинать сначала. Но, как правило, чем регулярнее оздоровительные мероприятия, тем реже болеет ребенок.

Как обеспечить ребенку регулярные закаливающие перепады температур?

Закаливание детей в домашних условиях. У ребенка, не испытывающего перепадов температуры, терморегулирующие реакции практически не развиваются, и в дальнейшем возрастает вероятность простудных и инфекционных заболеваний. Чтобы обеспечить такую термотренировку, укладывать малыша спать нужно одетым в легкую распашонку и штанишки, укрыв одеяльцем. Температура под одеялом будет комфортной для сна, около 33–34 градусов. Когда ребенок просыпается, с него следует снять одеяло, и он сразу попадет в комнатную температуру, 18–25 градусов. Перепад, соответственно, составит 8–16 градусов. Если же его пустить ползать на пол, то перепад будет еще больше.

Когда ребенку можно начинать принимать солнечные ванны?

Солнечные ванны - лучшая профилактика рахита у детей. Однако родители должны учитывать, что кожа у новорожденного ребенка тонкая и нежная, выработка защитного пигмента меланина в ней гораздо меньше, чем у взрослых – поэтому высока опасность солнечного ожога. Помимо этого, из-за того, что механизмы терморегуляции еще только формируются, повышена вероятность теплового удара у ребенка. Не стоит забывать и о том, что слишком долгое пребывание на солнце иногда может даже спровоцировать развитие серьезных заболеваний.
Поэтому для ребенка первого года жизни наиболее предпочтительна кружевная тень в средней полосе и нахождение под навесом на юге. Вполне будет достаточно «вынужденного» воздействия прямых лучей при перемещении по открытому солнечному месту вместе с мамой, на руках или в коляске. Ребенку старше года специально загорать также не нужно, ему достаточно активных игр на солнышке, но обязательно с возможностью время от времени перебираться в тень. Старое правило о том, что в жаркое время года солнечный свет приносит пользу до 11 часов утром и после 17 часов вечером, остается в силе.
А вот «ловить» редкие солнечные дни осенью и зимой можно и нужно, витамин D должен вырабатываться в коже круглогодично, об этом особенно нужно помнить, когда ясные дни редки.

Эксперт Вера Шлыкова, врач-педиатр, гомеопат

Как одевать ребенка на ночь?

В зависимости от температуры в помещении. Если в комнате жарко, а ребенок спит под теплым одеяло, то он может оставаться голеньким; если же в помещении прохладно, одеяло легкое и тонкое, то и фланелевая пижама не помешает закаливанию.

Укрывать ли ребенка?

Если раскрывается, но спит спокойно, раскрывается при каждой попытке накрыть, не писает по ночам и встает без насморка – можно не накрывать. Если же ребенок раскрывается во время укладывания, но потом, среди ночи, сладко закутывается в одеяло, конечно, его нужно укрывать, даже несколько раз за ночь.

Как одевать ребенка дома?

Одевать ребенка дома нужно не теплее, чем взрослого. Если в доме полы деревянные, паркетные или застелены паласами – опасаться нечего. Если же ребенок постоянно находится голыми ногами и попой на неподогреваемом камне, кафеле или ламинате, настеленном непосредственно на бетонный пол, то это может привести к переохлаждению, так как эти материалы очень быстро забирают тепло.

Как определить, что ребенок замерз?

У замерзшего, переохладившегося ребенка холодный нос, лоб, руки, ноги, кожные покровы побелевшие, а губы и ногти могут синеть, ребенок может становиться капризным и заторможенным. Замерзший ребенок начинает плохо спать и и часто писать. В результате закаливающих процедур ребенок должен всегда быть теплым, ему должно становиться жарко, а не холодно. Если после закаливающих мероприятий ребенка пришлось согревать, значит, интенсивность закаливания и детей и подростков нужно снизить.

 Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей
 

Проведение утреннего фильтра детей при приеме в учреждение

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. п.11.2. В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях. Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей

Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления  здоровья воспитанников. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур;  обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;  формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, проходит работа над увеличением моторной плотности занятий. Используются вариативные режимы дня, разнообразные программы и методики. Особое место  уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные  условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки.  Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.    Сотрудничество воспитателя по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности.

 
Оказание первой медицинской помощи 

Малыши — неутомимые исследователи. Правда, иногда активное познание окружающего мира оказывается совсем не безопасным.

Залез на дерево и сорвался, опрокинул на себя горячий чай, попробовал на вкус хозяйственное мыло — чего только в жизни не происходит!

Общее правило для всех нестандартных ситуаций: сохраняйте хладнокровие!

Потому что именно от этого обстоятельства зависит здоровье, а может быть, и жизнь вашего ребенка.

Уважаемые родители! 
Рекомендуем вам по представленной ниже ссылке ознакомиться с материалами портала о медицине и скорой помощи "Оказание первой помощи ребенку".

http://www.03-ektb.ru/naseleniyu/pervaya-pomosch-detyam

 
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 
ст. 41, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" 

 

Заведующий Пелагеча Светлана Александровна Написать письмо